Негативная эстетика в современном искусстве
Честно говоря, комментарии к моим работам в духе “а где же позитив” стоят у меня поперёк горла. Также у меня вызывают подозрение люди, которым нравятся фильмы исключительно со счастливым концом. Сюрприз! - в жизни так не бывает. Ладно, может быть и бывает, но редко. Так откуда же в современном искусстве “весь этот негатив”? Почему объект, созданный из мусора, может выставляться в галерее? Что вообще происходит, верните прекрасных обнаженных дев на лужайке!
А произошла относительно недавно, хотя уже и в прошлом веке, одна очень любопытная вещь. Всё что было принятно считать самым красивым, привлекательным, олицетворяющим радость жизни, перекочевало в рекламу. Обнаженное женское тело, необыкновенные места, где так хочется побывать, предметы роскоши, счастливые улыбки – реклама вобрала в себя все прелести и удовольствия мира. Будучи поглощенными огромной машиной коммерции, все положительные и желанные образы уже не могли существовать в пространстве искусства, ведь теперь они были призваны служить зарабатыванию денег, а искусство по сути своей должно быть свободным.
Monica Cook
Первым всадником апокалипсиса (как наверное о нём думают многие приверженцы “старой школы”) в 1917 году стал Марсель Дюшан и его знаменитый Фонтан, который обнулил всю историю искусства и показал зрителю абсолютное ничто, мусорный объект, который вдруг становится символом нового движения вперёд. Художники начинают обращаться к мусору как к единственной “свободной” субстанции в современном мире. Ведь что такое предметы на свалке? Это те вещи, которые когда-то были кому-то нужны, обладали определенной функцией, а теперь от них избавились, выкинули, и таким образом – освободили. Жорж Батай очень интересно сранивает этот процесс с сакральными жертвоприношениями. Во многих древних традициях люди приносили в жертву именно домашних животных, потому что они были несвободны. Единственный способ даровать такому животному свободу – убить его.
Jessica Harrison
Постепенно мусор и найденные объекты перешли в более общую категорию “негативных идей”. Конечно современные художники используют самые разные материалы, медиа, каналы демонстрации собственного творчества. Неизменно одно – некая общая задача, которая часто проводит жирную черту между высоким искусством и китчем. Эта задача – критика современного общества и выражение глубинных человеческих переживаний.
С фотографией та же история. Даже в соврменной фэшн фотографии существует довольно четкая граница между коммерцией и более творческой, журнальной съёмкой. Самым классным современным журналам совершенно не нужны обычные томные барышни и красотки в идеальных платьях – это удел коммерческой фотографии.
Hellen van Meene
Так что не стоит обрушиваться на авторов, чья эстетика кажется вам чересчур негативной. Возможно, они пытаются сделать нечто важное.
Комментарии