
McQueen, боль творчества и выживание
На этой неделе по приглашению Harrods я побывала на пресс-показе нового спектакля The McQueen, посвященной одному из самых ярких британских дизайнеров Alexander McQueen. То, что я представляла себе как приятную fashion-night в кругу Лондонских celebrities, неожиданно обернулось размышлениями совершенно иного характера (хотя в celebrities недостатка не было)
Сцена из спектакля McQueen. Photo Source: Evening Standard
Действие драмы происходит в один из последних дней – точнее, ночей жизни Александра МакКуина ( настоящим именем которого было Ли). Во время этой ночи Ли путешествует во все знаковые места своей жизни, а зритель в это время путешествует во внутренний мир признанного гения. То, что мы видим в этом мире, вряд ли удивительно для состояния человека за несколько дней перед самоубийством – депрессия, отсутствие цели и смысла жизни, одиночество и отсутствие по-настоящему близких привязанностей. При этом внешняя жизнь МакКуина была полной противоположностью его внутренней жизни: он был назван Лучшим Британским Дизайнером ( 4 раза) и Лучшим Международным Дизайнером, выпускал по 10 коллекций в год, получил Королевский титул ОВЕ, сотрудничал с Givenchy и Gucci имел собственные бутики на главных шоппинговых улицах Лондона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Милана.
Коллекция Atlantis. Photo source: www.harpersbazaar.co.uk
Глядя на коллекции МакКуина, невозможно не заметить напряжение, агрессию, неистовство, даже жестокость: коллекция, которая заставила замереть все fashion-сообщество, называлась Highland Rape – изнасилование в горах. Все его показы были высоко театрализованными представлениями - некоторые критики в начале его карьеры даже заявляли, что Ли был больше шоуменом, чем дизайнером.
Highland Rape
Часть экспозиции Alexander McQueen Savage Beauty
И вот о чем я думала: совершенно очевидно, что сильное искусство невозможно без страданий, сильных глубинных переживаний и проживания на «темной стороне жизни». Одна из моих любимых цитат так и звучит: you’ve got to suffer to sing the blues. Многие творческие люди признаются, что самые стоящие их произведения рождаются только в период страданий, когда эмоциональная бездна так глубока, что сублимировать ее можно только через творчество. В свое время певица Pink рассказала, что, как только вышла замуж, год не могла ничего написать, потому что все было хорошо и безоблачно, а в таком состоянии создать ничего невозможно. Похоже, та же метаморфоза произошла с Адель – человек выдавал громадной силы музыку, от которой миллионы слушателей покрывались мурашками, а потом она вышла замуж, родила ребенка и вот уже несколько лет мы ничего от нее не слышим.
Это уравнение, похоже, не имеет решения, потому что если, как McQueen, в одиночестве остаться в темных водах собственного внутреннего мира, в нем в какой-то момент можно утонуть. Нужен кто-то, кто бы мог вытащить гения наружу во внешний мир, где есть лучи света. Для Ли, как я поняла из его биографии, единственным человеком, который держал его за руку в этом мире, была его мама и поэтому он повесился в день его похорон. Но и совсем выходить в понятный бытовой мир тоже, получается, нельзя – тогда есть опасность того, что может закончится творчество, которое питается энергией драмы и конфликта и которому просто необходимо путешествовать по той самой темной стороне жизни.
Часть экспозиции Alexander McQueen Savage Beauty
Как же выжить творческому человеку? Наверное, у всех свои пути. Я знаю только, что когда у человека появляются привязанности в виде партнеров, детей, заболевших родителей, о которых нужно заботиться, время на путешествия по глубинам собственного я сильно-сильно сокращается. Иногда сокращается так сильно, что порой и вовсе забывается (привет, Адель). Нередко бытовые заботы, наличие значимых людей в жизни и необходимость платить ипотеку спасали гениев от смертельного погружения в пучину себя ( интересно, был бы жив МакКуин, если бы не умерла его мать?). Но если творческий человек совсем закрывает дверь в свой непростой внутренний мир – и часто это случается именно с женщинами после рождения детей – то он все равно живет с ощущением, что чего-то все же не хватает.
Меня эта мысль осенила, когда во время спектакля заиграла моя любимая Нина Симон, которая раньше так много значила для меня и которую, оказывается, я не слышала лет пять – с тех пор как началась моя семейная жизнь.
Часть экспозиции Alexander McQueen Savage Beauty
Комментарии